Добро пожаловать в наш садик!

Детский сад "Аленький цветочек" с.п. Экажево

Your browser doesn't support canvas.

Яндекс.Метрика

Уважаемые жители Республики Ингушетия! По единому номеру - 122 при наличии у Вас высокой температуры, потери обоняния и др. симптомов, характерных для COVID-19 и ОРВИ, можете обратиться за медицинской помощью и консультацией специалиста ковид-бригады, с выездом по месту вашего проживания.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ БУДУЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ ДЕТЕЙ

7857smПочему дети не усваивают материал, испытывают трудности в общении, иногда агрессивны, ленивы, медлительны? Эти и многие другие вопросы волнуют психологов, педагогов и родителей. Хотя однозначного ответа пока получить не удалось, все же можно обозначить некоторые условия, при соблюдении которых можно заметно повысить познавательный интерес у детей.

 

            Существует множество психолого-педагогической литературы, в которой немало внимания уделено анализу факторов, влияющих на развитие познавательного интереса и, как следствие, школьной успеваемости. Среди таких факторов можно выделить две большие группы: нейропсихологические и психолого-педагогические.

            Нейропсихологические факторы связаны с неравномерным созреванием мозговых зон, влияющих на становление функциональных систем, которые в свою очередь не успевают завершить свое формирование. Нарушение в работе того или иного участка мозга может привести к распаду целой функциональной системы, с одной стороны, а с другой – одна и та же функциональная система может пострадать при поражении различных участков мозга. Нейропсихологический анализ школьных трудностей показал, что они могут быть обусловлены нарушениями в функционировании отдельных психических функций и процессов. Также можно отметить, что неравномерность развития высших психических функций[1] присуща всем детям, она определяется индивидуальной генетической программой и влиянием внешних социальных факторов. В крайних случаях неравномерность в развитии психических функций становится настолько выраженной, что процесс компенсации слабых звеньев за счет сильных оказывается невозможным, а внешне это выражается в том, что ребенок начинает испытывать трудности в обучении. Наибольшее распространение получили проблемы снижения работоспособности, повышенной утомляемости и истощаемости детей. Снижению утомления способствует повышение мотивации, забота об отдыхе детей, хорошо продуманная система обучающих заданий. Таким образом, мы видим, что какие-то трудности в усвоении обучающей программы связаны не с тем, что ребенок не хочет учиться хорошо, а с тем, что он не может быстро и легко усваивать знания в силу особенностей развития и созревания отделов головного мозга. Любой ребенок желает быть успешным, но не у всех это получается, по крайней мере, без дополнительных значительных усилий. А если нет ожидаемых и одобряемых взрослыми слов, то интерес к учению резко снижается. И задача педагогов и психологов – увидеть эти индивидуальные особенности функционирования структур головного мозга слабоуспевающих детей и разработать формы и методы работы, которые помогут им компенсировать эти недостатки в развитии. Работа с детьми, имеющими нарушения в развитии, предполагает оказание им индивидуальной психолого-педагогической помощи.

            За психолого-педагогическими факторами скрываются уровень и характер познавательного и эмоционально-личностного развития ребенка, а также особенности системы обучения.

            В образовательном процессе задействованы как минимум два участника – учитель и ученик, и причины испытываемых ребенком трудностей могут быть в равной степени обусловлены как недостаточностью усилий самого ребенка, так и особенностями организованного педагогом обучения. Среди детей есть те, которые не могут справиться с обучающей программой по вполне объективным причинам, а есть те, кто не хочет. Потеря интереса к обучению и смена познавательных устремлений – это приводит к необходимости разобраться в побудительных силах, которые определяют отношение детей к своим учебным обязанностям. Мотивы, лежащие в основе учебной деятельности, отличаются большим разнообразием и более того - могут быть скрыты даже от самого ребенка, а тем более от окружающих его взрослых.

            П.Я. Гальперин писал, что мотивация есть не только энергетический, но еще и ориентирующий момент, так как направляет, выделяет в предмете действия то, что важно для ученика, а потому определяет и выбор средств для осуществления действия и его устойчивость. Важным представляется вывод П.Я. Гальперина: «…она (мотивация) все-таки определяет степень успешности обучения».[2]

            Гальперин выделил три типа мотивации: внешнюю, соревновательную и внутреннюю.

            Для внешней мотивации характерно, что подлинные мотивы учения лежат в широкой социальной жизни, и ребенок учится не ради процесса учения, а ради получении отметки, похвалы со стороны родителей и педагогов.

            «Спортивная», или соревновательная, мотивация характеризуется стремлением к получению результата, который нужен ребенку, поднимает его в собственных глазах, в глазах сверстников, потому что ему удалось добиться каких-то высоких результатов по сравнению с предыдущими своими успехами. Ребенок стремиться улучшить свои показатели, но при этом его не интересуют сами знания, он направлен лишь на конечный результат.

            Внутренняя мотивация, есть собственно познавательная мотивация, которую отличает, по мнению П.Я. Гальперина, бескорыстная и ненасытная страсть к знания. Следует отметить, что наличие внутренней мотивации не всегда сопровождается высокими показателями академической успеваемости: зачастую у детей наблюдается стойкий познавательный интерес, который не нуждается ни в каких внешних подкреплениях.

            Работа с детьми не может быть одинаковой на протяжении всего обучения. Дети меняются и главная задача психолога и педагога – распознать эти изменения, отличить декларируемые мотивы от реально действующих. Познавательная мотивация возникает в процессе самого познания, получения знаний. Ребенка можно заставить учиться, апеллируя к чувству долга и ответственности, а как сделать так, чтобы этот процесс стал ему интересен сам по себе? Для того чтобы возникла тяга к знаниям, желание получать знания, необходимо изменение обучения, и, прежде всего его содержание. При работе с детьми невозможно дать советы одинаково пригодные для всех детей, но, пожалуй, самая главная трудность заключается в том, что сама проблема нередко остается скрытой. Признание ребенка как личность, учет его индивидуальных психических и физических особенностей – все это поможет в решении проблемы мотивации ребенка к обучению. Ведь каждому человеку на Земле необходимо, чтобы его уважали! Уважение - это первый и важный шаг в решении одной из важнейших задач нашего времени.

Е.Н.Щепетнова,

педагог-психолог

 

Литература:

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологических подход. СПб.: Питер, 2008.
  2. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Академия, 2006.

 

[1] Высшие психические функции – сложные психические процессы, они социальны по происхождению и формируются при жизни, опосредованы по строению и произвольны по способу осуществления. Это одно из основных понятий психологии; в нейропсихологии это понятие является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов.

[2] Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. С.197.

Решаем вместе
Есть вопрос?

Уважаемые жители

Республики Ингушетия!

В Правительстве Республики Ингушетия открыта

«Горячая линия»: 8-928-728-90-16

для приема обращений и жалоб инвалидов

(в том числе и в виде смс-сообщений),

связанных с нарушениями в предоставлении мер социальной поддержки».

w96rllgrqxlaorl9cqj5

100 летие государст Ингешетии

9ac4f7484cc661a3b77c28ff3d4731f1 295x doc 16211 ph gallery 16212 original

busgovbaner

5 функционал баннер жкх